Типография NOVA Press в Алматы
Помимо официального названия CMYK, в полиграфии также используются термины «триадные краски (триадная печать)» и «полноцветная печать».
Справка: отдельно следует упомянуть то, как произносят название данной модели. Чего я только не слышала! И «смик», и «смук» (именно этот вариант часто слышу в типографиях), и «смайк», и т.д. Но все-таки CMYK – это буквенная аббревиатура, и у нас в русском языке есть определенные правила того, как их следует читать. А читать нужно именно по названиям букв, то есть «Си-Эм-Уай-Кей».
Показатель каждого цвет измеряется в процентах, и он варьируется от 0 до 100 (%). Но при этом, количество цветов, доступных в модели, в отличие от RGB подсчитать сложнее. Это связано в первую очередь с меньшей чистотой цветов. Во вторую очередь, здесь нельзя поступить как с моделью RGB и возвести в степень максимальное значение, потому что общая сумма красок не должна превышать 300% (хотя по факту можно сделать 400% (100% х 4 цвета), но в таком случае краска на бумаге просто «поплывет»). К тому же, количество цветов зависит от типа бумаги, влажности, краски, печатного оборудования и т.д. Чтобы хоть как-то снизить влияние внешних факторов на воспроизведение цветов при печати, были разработаны стандартизованные бумаги и краски.
Особенности модели CMYK в полиграфии (предпечатная подготовка)
Большая часть полиграфической продукции печатается методом офсетной печати (о ней будет отдельная статья). В связи с тем, что офсетная печать не способна передать полутона, для компенсации используют растровую решетку. Растр (в данном случае) – точечная структура полутонового изображения. То есть печать происходит при помощи точек, которые, сливаясь на расстоянии, создают цвета, полутона и переходы (этакий эффект оптической иллюзии, которой подвержен наш глаз).
Для наиболее равномерного распределения точек, используют определенные углы, под которыми эти точки проходят относительно друг друга. Распространены следующие значения углов: C (cyan) – 15°, M (magenta) – 75°, Y (yellow) – 0°, K (black) – 45° или C (cyan) – 105°, M (magenta) – 15°, Y (yellow) – 90°, K (black) – 135°. Такие углы выбраны неслучайно: если их сместить ненадлежащим образом, то можно получить муар (дефект, при котором появляется ненужный узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков ). При черно-белой печати в основном используют угол в 45°.
Пожалуй, самым важным этапом в полиграфии, связанным с моделью CMYK является предпечатная подготовка файла. Именно на данном этапе цветные изображения разбивают на составляющие из 4-х цветов (процесс цветоделения).
Исключение составляет печать художественных альбомов с репродукциями или иные сложные иллюстрированные издания, когда для более полной передачи цветов могут использовать пантон (дополнительный, специально замешиваемый цвет, который сложно (или в случае с золотым или серебряным – невозможно) получить при стандартной триадной печати), тогда цветов становится больше.
Для того, чтобы была возможна печать, изготавливают специальные печатные формы. На один печатный лист, в случае полноцветной печати, делают 4 печатные формы, на каждую из которых наносится свой цвет. При наложении всех форм друг на друга и получается цветное изображение.
В этой статье отмечены наиболее важные и очевидные моменты, связанные с моделью CMYK, которые должен знать дизайнер и которые имеют для него практическое значение. Здесь была затронута лишь самая малость, ведь помимо офсетной печати существуют и другие ее виды, а там есть свои тонкости и особенности.